На сегодняшний день морские перевозки занимают почётное место в организации логистического потока между странами, имеющими выход к морю. Дело в том, что по оценкам экономистов этот вид транспорта является самым дешёвым в расчёте на 1 тонну груза. Но существуют и существенные недостатки, такие как длительность доставки.
Перед тем, как организовать транспортировку товара морским видом транспорта, нужно ознакомиться с типами судов, чтобы проанализировать их возможности и выбрать самый оптимальный вариант.
Сухогрузы – универсальное морское транспортное средство
Сухогрузы предназначены для перевозки тарно-поштучных грузов, которые размещаются либо в трюме, либо на палубе. В большинстве случаев они оборудуются саморазгружающими устройствами (кранами или стрелами грузоподъёмностью до 10 тонн), что позволяет оперативно осуществлять выгрузку или загрузку в любом порту.
Особенности сухогрузов:
- перевозят генеральные грузы (коробки, палеты, бочки, мешки и все остальные товары в упаковке) или же отдельные машины и механизмы;
- основная часть корпуса отведена под трюмы, присутствует 1, 2 или 3 палубы;
- каждый трюм оснащён металлическим люком, работающим на базе механизированного привода;
- современные сухогрузы могут иметь рефрижераторный трюм для перевозки скоропортящихся продуктов или диптанк, предназначенный для залива масел;
- при загрузке тяжёлых и крупногабаритных грузов используют краны, грузоподъёмность которых варьируется в пределах 30-200 тонн.
- речные судна оснащены только одним трюмом, что позволяет более комфортно проводить погрузочно-разгрузочные работы.
Специальные виды судов
Поскольку сухогрузные суда предназначены для затареных товаров, они мало приспособлены для перевозки конкретных грузов. Поэтому в сфере морских и речных перевозок действуют специальные транспортные средства. Среди них:
- Балкер. Используются для транспортировки навалочных и насыпных грузов.
Особенности:
- как правило, имеют одну палубу и просторные трюмы;
- стенки трюмов вверху и внизу наклонены, что обеспечивает равномерное распределение груза внутри;
- большинство из них не имеют на борту оборудование для погрузки-разгрузки, поэтому полностью зависят от работы портовых сооружений;
- встречаются узкоспециализированные варианты судов (углевоз, зерновоз, рудовоз, цементовоз и прочее);
- мини-балкеры имеют грузоподъёмность до 10 тыс. тонн, Хендисайз – до 35 тыс. тонн, Хендимакс и Супрамакс – до 60 тыс. тонн, Панамакс и Нью-Панамакс – до 65 тонн, а Кейпсайз – свыше 150 тыс. тонн.
- Танкеры. Данные суда предназначены для перевозки наливных грузов. (нефть, мазут, масла и т.д.) На их долю припадает 40% товарооборота мирового флота.
Особенности:
- грузовая часть судоходной машины разделена на отсеки продольными и поперечными перегородками;
- отдельная часть отсеков предназначена для водяного балласта (обязательно используется в обратном рейсе);
- залив нефти осуществляется при помощи насосов, которые расположены поблизости машинного отделения;
- судна оборудованы надёжными противопожарными системами;
- отличаются высокой грузоподъёмностью – от 1 тыс. тонн (танкеры-раздатчики) до 400 тыс. тонн (супертанкеры).
- Газовозы. Они перевозят сжиженные газы (метан, бутан, пропан, аммиак).
Особенности:
- в отличие от танкеров, где залив жидкостей осуществлялся в отдельные элементы корпуса, в газовозах размещают дополнительные цистерны в вертикальном или горизонтальном направлении;
- для закачки сжиженного газа судна оборудованы целой системой, которая состоит из насосов, компрессоров, промежуточной цистерны и трубопровода;
- оснащены надёжной вентиляцией, специальными датчиками определения уровня газа в воздухе, сигнализацией и углекислотной системой тушения пожара;
- Лесовозы. Перевозят лес-кругляк и пиломатериалы.
Особенности:
- имеют меньшую, в отличие от сухогруза, скорость в 13-15 узлов;
- наличие одной усиленной палубы, на которой размещают 1/3 груза;
- оснащены ледовым креплением (поскольку очень часто приходится входить в бассейн Северного-Ледовитого океана);
- 10% от грузоподъёмности занимает водяной балласт;
- оснащены кранами-поворотниками, катучими козловыми кранами и кранами-стрелами).
- Ролкеры. Предназначены для загрузки самоходной техники (автомобилей, трейлеров), а также ж/д вагонов. Погрузка осуществляется с кормовой, бортовой или носовой части палубы. Грузоподъёмность – до 60 тыс. тонн.
Контейнеровозы – частые путешественники морских дорог
Для организации интермодальных перевозок используют контейнеры. Именно поэтому в плане морских перевозок особой популярностью пользуется контейнеровоз.
Он отличается высокой скоростью. Часть контейнеров размещается в трюмах, которые разделены на ячейки специальными направляющими, а часть укладывается и фиксируется такелажем на верхней палубе. Как правило, разгрузка-выгрузка производится на причалах, некоторые морские транспортные средства оборудованы механизмами для самовыгрузки.
Таким образом, учитывая режим хранения, габаритные размеры, упаковку и другую специфику груза, специалисты логистической компании осуществляют подбор судна для морских перевозок.