Полноценная международная торговля включает в себя товарообмен всеми типами ТМЦ, которые только могут представлять интерес для покупателей. К ним относятся и т.н. «опасные грузы». Под ними понимаются все те типы товаров, которые в натуральном своем виде представляют угрозу жизни и здоровью людей в связи с воздействием генерируемых ими факторов. А потому с ними требуется обращение повышенной осторожности, и выполнение многих действий (входящие в ассортимент логистических услуг) с такими грузами становится либо затруднительным, либо просто невозможным.
Когда на контейнерных упаковках встречаются надписи: «Не кантовать» или «С горки не спускать», речь как раз идет о грузах, представляющих повышенную опасность для окружающих. По частоте таких надписей можно судить о распространенности подобной транспортировке и о доле подобных товаров в мировой торговле. Цифры статистики свидетельствуют, что в 2017 году больше четверти (26,4%) стоимостного объема всей мировой торговли приходилось на грузы повышенной опасности. В связи с этим представляется разумным более детально рассмотреть их классификацию и перечень.
Общепринятая классификация товаров и веществ, представляющих опасность при транспортировке
В мировой торговле полный перечень товаров подразделяется на классы и подгруппы (а в некоторых случаях – еще и категории и группы), в зависимости от степени своей опасности (категории АДР / ADR). В России такое подразделение производится в соответствии с ГОСТом 19433-88. Всего насчитывается 9 классов:
- Класс №1. Взрывчатые материалы.
Они не всегда представляют из себя «бомбу» в чистом виде. Это вещества, предметы и устройства, которые имеют в своем составе способные взрываться компоненты. Также они могут вызывать сильное, активное возгорание. Эти материалы подразделяются на следующие подклассы:
- вещества, опасность взрыва которых зависит от их массы (к таким товарам иногда относят сырую нефть);
- вещества, не взрывающиеся всей своей массой;
- вещества и предметы хоть и пожароопасные, но не взрывающиеся (пример – высушенная древесина);
- вещества, существенной опасности взрыва не представляющие;
- весьма индифферентные к взрывам вещества;
- вещества, не реагирующие на детонацию (чрезвычайно низкой чувствительности).
Фактически, по данной классификации можно разделить вообще все товары. Это шкала для определения взрыво- и пожароустойчивости груза.
- Класс №2. Газы.
Сжатые, сжиженные, растворенные. Подразумевается любой вид сжижения: от конденсации в связи со сжатием до криогенного охлаждения. Выделяемые подклассы следующие:
- негорючие и нетоксичные газы (к этой категории относится, например, двуокись углерода или азот);
- газы ядовитые;
- горючие и взрывоопасные газы;
- воспламеняющиеся, ядовитые газы (сюда относится и сжиженный природный газ).
В современном мире доля именно газообразных грузов растет. И не только за счет лавинообразного увеличения поставок СПГ, но и за счет транспортируемого по морю аммиака – ценнейшего продукта для производства удобрений, который востребован во всем мире.
- Класс №3. Легковоспламеняющиеся жидкости.
Сюда относят вещества в жидком состоянии, эмульсии или суспензии. Также к этому классу можно причислить жидкости, выделяющие воспламеняющуюся газовую составляющую. (Пи этом важно, чтобы температура воспламенения в закрытом тигле составляла менее 60 град. Цельсия). Подклассы здесь следующие:
- жидкости с температурой самовоспламенения менее -18 град. Цельсия (в закрытом тигле);
- жидкости с температурой самовоспламенения менее от -18 до +23 град. Цельсия (в закрытом тигле);
- жидкости с температурой самовоспламенения менее от +23 до +61 град. Цельсия (в закрытом тигле).
Обычно к легковоспламеняющимся жидкостям относят всевозможные разновидности бензинов.
- Класс №4. Самовоспламеняющиеся твердые вещества (кроме взрывчатых).
Это вещества и предметы, которые легко воспламеняются от внешних источников, от трения, контакта с водой или влагопоглощения, в результате внутренних латентных химических реакций, вследствие попадания прямых солнечных лучей или нагревания. Выделяют следующую классификацию:
- твердые предметы и компоненты легкого воспламенения;
- склонные к самовозгоранию твердые вещества;
- предметы и компоненты, дающие химическую реакцию с выделением горючих газов при взаимодействии с водой.
Все товары, имеющие данную маркировку обязаны транспортироваться в специальных несгораемых, вентилируемых контейнерах.
- Класс №5. Органические пероксиды (окислители).
Их главная особенность заключается в способности выделять кислород. Как следствие, они могут поддерживать горение сопутствующих веществ и компонентов. Самый большой ущерб от пероксидов – последствия взрыва. Среди пероксидов выделяют:
- вещества-окислители;
- пероксиды на основе органической химии.
Хранение пероксидов должно осуществляться отдельно, изолированно и только с соблюдением всех мер противопожарной безопасности.
- Класс №6. Ядовитые и инфекционные вещества высокой токсичности.
Это химические и биологические компоненты, воздействие которых на человеческий организм влечет за собой отравление, химические ожоги и может вызвать смерть. Такие грузы логически подразделяются на:
- ядовитые вещества;
- инфекционные компоненты.
И тот, и другой класс должен транспортироваться в закрытых, герметичных контейнерах с предохранением от физического и температурного воздействия.
- Класс №7. Радиоактивные материалы.
Это самый лаконичный класс во всей номенклатуре. На подклассы он не подразделяется. К радиационно-опасным относят вещества с активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г) удельно.
- Класс №8. Едкие (или коррозионные) вещества.
У человека они могут вызвать:
- повреждение кожных покровов;
- ущерб для слизистых оболочек в организме;
- поражение дыхательной и нервной систем.
Такие материалы опасны с т.з.:
- эффективной способности вызывать коррозии различных материалов (металлов и др.);
- способности наносить химические повреждения транспортным средствам, сооружениям и располагающимся рядом грузам;
- возможности инициации пожаров, особенно при взаимодействиями с другими химическими веществами.
Едкие вещества подразделяются на:
- едкие вещества со свойствами кислот;
- вещества со свойствами оснований (щелочей);
- компоненты разноплановых химических свойств.
Такие материалы могут и должны транспортироваться только в контейнерах из специальных химических составов (например, контейнер для серной кислоты изнутри имеет специальное солевое напыление).
- Класс №9. Прочее.
Всеобъемлющая подгруппа, куда попадает все то, что вошло в перечисленные выше классификации, однако, требующие к себе повышенного внимания при перевозке и хранении с т.з. пожарной опасности или причинения иного химического ущерба.
Сюда же относят грузы, которые сами по себе опасными не являются, однако становятся таковыми при транспортировке их навалом водным видом транспорта.