
Железнодорожные перевозки получают особую популярность, ведь они дешевле, чем автомобильные. Кроме того, наша страна имеет развитую сеть железнодорожного полотна, позволяющую осуществлять сообщение даже с небольшими городами.
Чтобы правильно организовать перемещение железной дорогой, нужно подобрать конкретный тип вагона в зависимости от специфики груза и режимов хранения, ведь своевременная доставка – это лишь вершина айсберга. Помимо оперативности, заказчик предъявляет высокие требования к качеству груза.
Крытый вагон – универсальное средство для перевозки товаров
Он представляет собой цельную конструкцию, в которой перевозят бытовую технику, хозяйственный товары, стройматериалы, одежду, мебель и другие типы грузов, не требующие особых режимов хранения. Крытые вагоны оснащены специальными люками, которые расположены внизу платформы, или дверьми.
Разновидностью крытого вагона особого назначения является вагон-сетка, предназначенный для транспортировки животных, автомобилей, бумажной продукции и других товаров, требуемых вентилирования.
Особенности крытых вагонов:
- грузоподъёмность – 55-69 тонн, полезный объём – 78-135 м3;
- погрузка-выгрузка, как правило, осуществляется через двери, расположенные сбоку;
- подходят для штучных, тарно-штучных, насыпных и пакетированных грузов;
- защищают товар от неблагоприятных условий.
Очень сильно напоминает крытый вагон полувагон, который в отличие от своего предшественника, не имеет крыши и располагает меньшей высотой.
Особенности полукрытых вагонов:
- предназначен для перевозки штучных, навалочных и сыпучих грузов (к примеру, угля, щебня, песка, лесоматериалов, техники, проката), которые не требуют защиты от атмосферных осадков;
- погрузка осуществляется сверху при помощи кранов, некоторые варианты подвижного состава оснащены разгрузочными люками;
- встречаются вагоны на двух, четырёх и восьми осях с увеличенной грузоподъёмностью;
- грузоподъёмность вагона достигает 72 тонн, полезный объём фиксируется на уровне 70-100 м3.
Изотермические подвижные составы также относятся к категории крытых. Внешне их можно определить по рифлёной поверхности стен. Они предполагают сохранение температуры, при которой осуществлялась загрузка товара, даже если градус окружающей среды существенно изменится.
Особенности:
- предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыба, мясо, продукты питания и т.п.)
- корпус вагона обшивается термоизоляционными материалами (пенополиуретан или полистирол);
- специальные вагоны оборудованы либо холодильной установкой для снижения температур (рефрижераторы, вагоны-ледники), либо электроприборами для подогрева, а также приспособлениями для вентиляции;
- загрузка-выгрузка осуществляется сбоку;
- рассчитаны на 25-40 тонн.
Специальные типы вагонов
Эти варианты подвижного состава подходят только конкретному виду груза. К ним относят:
- вагоны-хопперы для перевозки зерна и других сыпучих продуктов (обладают вместительностью до 75 тонн (полезный объём – 146 м3), а также предполагают загрузку через специальные люки, а разгрузку – через отсеки, расположившиеся внизу конструкции);
- вагоны-цистерны (используются для перевозки наливных грузов – горючего, молока, химикатов, сниженных газов; могут принят на борт до 125 тонн продуктов);
- вагоны-думкары для транспортировки перевалочных грузов (оборудованы пневмоприспособлением, позволяющим проводить наклон кузова и быструю выгрузку его содержимого);
Вагоны для перевозки контейнеров и крупногабаритных объектов
Вагоны-платформы предназначены для перевозки контейнеров, спецтехники, бетонных колодцев и других крупных объектов. Они могут быть универсальными и специальными.
Универсальные вагоны-платформы представляют собой конструкцию на четырёх осях, которая состоит из мощной стальной рамы, деревянной площадки и невысоких откидных бортов. Для фиксации крупнотоннажных контейнеров железная дорога может предложить составы с фитинговыми опорами.
Особенности:
- грузоподъёмность до 75 тонн;
- предназначены для перевозки крупногабаритных грузов, которые не боятся атмосферных осадков, и контейнеров;
- загрузка происходит сверху;
- требуют надёжной фиксации объектов на платформе.
К специальным подвижным составам по типу платформы относят транспортёр. Этот вариант транспортного средства предназначен для перевозки крупногобаритных грузов и техники (турбины, роторы, генераторы, станции, колонны и прочее). Встречаются различные типы приспособления – платформенные, площадочные, сцепные, солнечные, колодцевые. Специальные рамы-балки имеют изогнутую к центру поверхность, которая опирается на многоосные тележки. За счёт понижения пола происходит более надёжная погрузка крупных объектов. Грузоподъёмность состава впечатляет – до 550 тонн.
Также встречаются четырёхосевые платформы в несколько ярусов, которые предназначены для перемещения легковых автомобилей.
Таким образом, мы рассмотрели самые распространённые типы вагонов. Специалисты железной дороги или представители логистической компании всегда помогут сделать правильный выбор.