График работы

Приём звонков по телефонам:
ПН-ПТ — 10:00-18:00
СБ — НД — выходной день
Заявки через сайт можно оставлять в любое время.
На телефонные звонки ответим только в рабочее время.

[email protected]
ChinaВремя в Китае:
Кабинет клиента Регистрация
Кабинет клиента

Инкотермс используется именно в международной торговле, т.е. там, где предполагается перемещение больших партий товаров на значительные расстояния. В связи с этим, стоимость доставки и сопровождающих этот процесс расходов (логистики в целом) становится существенной прибавкой к финальной цене груза. Терминологию Инкотермс можно определить, как универсальную во всех странах систему сокращенных названий стандартизованных опций (таких, как доставка, погрузка или страхование), с помощью которых конкретизируется ценообразование на товары.

Пример:

Предположим, что производитель обозначает цену на какую то единицу товара в размере $12 000. Если ничего к этому не добавлять, то крайне сложно понять, это цена на каком этапе? Означает ли это что данная стоимость взимается производителем непосредственно на его складе в стране его нахождения? Или в цену уже заложена стоимость транспортировки? А если с доставкой, то до какого этапа? К тому же, если уж говорить о транспортировке грузов (логистике), то на сцену выходят риски поломок и ущерба. Дорогостоящий груз может элементарно быть утрачен при перегрузке (контейнер сорвется, к примеру) или же в море (там вообще с форс-мажором ситуация непредсказуемая). Обычно эти риски в комплексе нивелируются с помощью страхования. Но эта процедура не бесплатна и, как следствие, произойдет удорожание цены товара.

Можно, конечно, каждый раз описывать точные условия, которые соответствуют именно данному уровню цены. Однако с течением времени появились те самые универсальные стандарты указания формата цен, которые позволяют понять все, что входит в данную стоимость, услышав от поставщика 3 заветные буквы. Какие? Разберем в настоящей статье.

EXW или Ex-Works

Эту аббревиатуру можно перевести «как есть». Это и есть те условия, которые являются самыми простыми. Товар находится на складе поставщика, и он выставляет ту цену, которая предполагает, что покупатель самостоятельно (т.е. за свой счет) будет отгружать его с этого склада. Данная цена не предполагает участия поставщика в:

  • организации и оплате транспортировки товара куда-либо от условных ворот склада;
  • страховании товара от чего-либо;
  • оформлении каких-либо документов для таможни. (Однако от поставщика в любом случае требуется предоставление сертификата качества и документов о происхождении груза).

Еще одно название такого формата цены — франко завод – самовывоз (весьма красноречива передающее суть название). Принятый формат указания такой цены (к примеру): $15 000 EXW Дюссельдорф. Это может восприниматься, как неподтвержденная оферта – мол, приезжайте к нам в Дюссельдорф, приходите к нам на склад (или на предприятие), не забудьте захватить свой транспорт. После оплаты с вашей стороны мы вам отгрузим интересующий вас товар по цене $15 000 за единицу.

Из всего перечня Инкотермс-цен стоимость EXW является минимальной, потому что она предполагает… отсутствие какой-либо дополнительной ответственности или любых других действий со стороны поставщика. Более того, дополнительные обязанности получает покупатель. Подписав контракт на приобретение товара на условиях EXW, он теперь обязан освободить склад поставщика от купленного товара. В противном случае, как правило, предусматриваются штрафные санкции.

FCA или FreeCarrier

Другое название этого ценового формата – франко перевозчик. Под этим подразумевается, что продавец обязан передать товар покупателю или выбранному им перевозчику в месте, указанном покупателем. Термин франко означает физическое место, где происходит переход юридической ответственности за сохранность товара с поставщика на покупателя (подразумеваются и их представители в виде логистических фирм и т.д.). Выбор места «пересечения» производится сторонами путем переговоров, равно как обсуждается и изменение цены товара относительно EXW, т.к. в данном случае продавцу уже нужно нести дополнительные издержки.

Существование различных вариантов точного разграничения обязанностей, равно как и ответственности между поставщиками и покупателями породило ряд дополнительных форматов цен (в рамках FCA), которые уточняют различные нюансы и детали, влияющие на затраты каждой из сторон:

  1. FOT – Free-on-truck – отгрузка происходит с помощью автотранспорта;
  2. FIW – Free-in-wagon — отгрузка происходит по железной дороге;
  3. FIB – Free-into-barge — отгрузка происходит водным путем (на барже);
  4. FT – Free-terminal – доставка товара продавцом осуществляется до таможенного терминала по согласованию с покупателем;
  5. FOR – Free-on-rail – товар доставляется до ж/д станции отправления (по согласованию);
  6. FFB – Free-ferry-berth – доставка производится до паромной причальной стенки.

Согласовывая цены FCA, покупатель может выбирать любой вариант доставки, который ему удобнее с экономической и логистической точек зрения. Кроме того, FCA может подразумевать под собой и отгрузку непосредственно со склада поставщика (по типу EXW). Однако в этом случае на поставщика ложатся расходы по погрузке товара на транспорт покупателя. (Кстати, в случае, если перегрузка осуществляется в месте, которое не входит в имущественный комплекс поставщика (будь то собственность или аренда), то перегрузка осуществляется за счет покупателя).

Самое ответственное с точки зрения международной торговли. По условиям FCA продавец обязан очистить товар от экспортных пошлин, о чем необходимо приложить соответствующий документ. Т.н. «затаможку» в стране, куда производится доставка, осуществляет покупатель (вместе с уплатой импортного НДС и т.д.).

FAS или Free-Alongside-Ship

Буквально при переводе этот термин означает «Свободно вдоль борта судна», что подразумевает под собой транзит ответственности за груз при передаче его от продавца к покупателю непосредственно при погрузке на судно. Поставщик обязан доставить товар (как правило, в контейнере) прямо к причалу, с которого будет осуществляться погрузка на судно. Если груз до порта также добирался по воде, то баржа должна быть ошвартована на том же причале, чтобы была физическая возможность перегрузки существующими мощностями портового терминала. Очень важно после аббревиатуры FAS указать адрес вплоть до номера причальной стенки (кстати, именно с нее и должна начинаться адресация).

Формат FAS применяют только при осуществлении доставки не просто водным, но морским путем. На иной способ транспортировке этот термин и не рассчитан. В обязанности поставщика входит:

  • в целости и сохранности доставить товар до указанного после букв FAS причала;
  • улаживание всех таможенных формальностей (в т.ч. через привлечение третьих юридических лиц – консультантов).

Продавец несет ответственность за груз вплоть до его погрузки на океанской судно. Любопытно: в случае, если при погрузке контейнер с товаром, проданным по условиям FAS сорвался и рухнул, то имеет большое значение, куда он упал. Если на причал, то это убытки продавца, а если в воду или на судно, то не повезло покупателю. (Впрочем, для таких ситуаций и было придумано страхование грузов).

Контейнер в данном примере приведен для того, чтобы не описывать более сложные процедуры погрузки. Но обычно формат ценообразования FAS используется для навалочных грузов (руда, уголь, зерно, крупы, щебень). А вот как раз «контейнерное обращение» регулируется термином FCA, т.к. в случае контейнеров они доставляются не к причалу, а на терминал (это важно).

Цена FAS в контракте означает, что поставщик обязуется понести следующие расходы:

  • сама стоимость груза;
  • затраты на транспортировку;
  • оплата погрузо-разгрузочных работ на причале, но только по выгрузке на него товара;
  • очистительные таможенные мероприятия.

Логистика в международной торговле имеет колоссальное значение, и прежде всего, потому что она формирует определенную и немалую наценку на товар. («За морем и телушка – полушка, да рубль перевоз»). Условия FAS просто разграничивают те расходы, которые несет поставщик и покупатель, а все вместе, конечно же оплатит конечный потребитель.

FOB или Freeonboard

«Свободно-на-борту» означает, что ответственность продавца относительно поставляемого груза прекращается только после факта пересечения им линии лееров на судне. Погрузка на корабль (а также улаживание всех таможенных формальностей) лежит еще на поставщике, но вот уже размещение на борту (а также разгрузка, решение вопросов с принимающей таможней и т.д.) – на покупателе.

  1. Отличия FOB от FCA.

И в том, и в другом случаях основное транспортное плечо лежит исключительно на покупателе. (Трудно представить, чтобы морем перевозилось что-то на расстояние хотя бы 100 км.). Существенным нюансом является то, что условия FOB подразумевает именно морской транспорт, в то время, как FCA – и транспортировку грузовиками, и даже по воздуху.

К тому же ответственность поставщика при условиях FOB шире, чем при FCA. В последнем случае продавцу просто нужно довезти груз до франко адреса. А при FOB – еще и решить вопросы с таможней, и оплатить погрузку на борт.

  1. Отличия FOB от FSA.

FSA предполагает доставку до «причальной стенки», а вот FOB требует погрузки непосредственно на судно. Теперь, даже если груз рассыплется в процессе его переноса с причала на корабль, ответственность за его сохранность будет лежать на поставщике вне зависимости от того, куда пришлось падение (на пристань или уже на палубу).

FOB – эффективные и выгодные для поставщика условия для экспорта навальных грузов (угля, металлолома, удобрений). На больших объемах поставок до порта поставщик может сэкономить, потребовав скидку, и получить дополнительную выгоду от FOB-наценки. На условиях FOB, как правило, перевозятся и пиломатериалы. (Впрочем, спектр здесь широк).

Покупателю выгодны условия FOB потому, что в данном случае его «заграничные мероприятия контроля» ограничиваются контролем за состоянием груза на судне. Т.о. можно сэкономить на обустройстве дополнительного иностранного представительства.

CFR или Cost-and-Freight

«Стоимость и фрахт» подразумевает, что поставщик несет ответственность за товар до момента его погрузки на палубу. Все риски повреждения груза до этого момента лежат на продавце. Это повторяет условия FOB, однако, отличительной чертой CFR является обязательство продавца по оплате фрахта судна.

Как и FOB CFR также используется в контрактах, регулирующих международную торговлю, только в случае, если отгрузка производится водным транспортом (морским или речным).

Также на продавца ложатся обязанности по решению всех формальностей с таможней, но только что касается порта отгрузки. Таможенная очистка в порту прибытия лежит на плечах покупателя.

С т.з. построения бизнеса ситуация, когда покупателю были бы интересны условия CFR, близка к ситуации с условиями FOB, только в этот раз подразумевается, что поставщик располагает лучшими возможностями по найму морского транспорта. В этом случае покупателю, конечно, лучше нанять экспедитора, но только для того, чтобы контролировать доставку груза по морю. Все остальное в стране отгрузки за него уже сделал поставщик. (Ну, а с принятием груза в собственном порту предполагается, что покупатель справится самостоятельно).

CIF или Cost-Insurance-and-Freight

Море – среда абсолютно непредсказуемая. Так было, есть и, видимо, будет всегда (даже не смотря на развитие средств коммуникации и связи). Поэтому практически все перевозимые морским способом грузы в обязательном порядке подлежат страхованию.

Контрактные условия «Стоимость-страхование-и-Фрахт» требуют от поставщика:

  1. Доставить товар в порт отправления.
  2. Произвести погрузку на борт судна. (Ответственность за груз переходит от поставщика к покупателю в момент, когда груз окажется на палубе судна).
  3. Произвести оплату фрахта судна.
  4. Оплатить страхование груза на случай его повреждения или утери в процессе транспортировки по морю.

Следует помнить, что в рамках Инкотермс 2010 страховка осуществляется с минимальным покрытием. А если покупатель требует более широкого спектра страховых опций, то это уже отдельный предмет переговоров с поставщиком.

Получается, что в рамках своих обязательств продавец, помимо осуществления доставки должен:

  • оплатить фрахт судна;
  • решить все вопросы и формальности по экспорту товара с таможней (только в своей стране, т.е. при отгрузке);
  • оплатить стоимость страховки.

Оценивая все эти условия, можно сказать, что CIF – это CFR плюс страхование (по-минимому). В целом, это не уменьшает трудозатрат покупателя, однако, если страховые условия у поставщика выгоднее, чем у покупателя, то последний может иметь неплохую выгоду, переложив страхование груза на плечи продавца.

CPT или Carriage-Paid-to

В дословном переводе это означает «Перевозка-оплачена-до». Далее требуется указать место, где товар будет принят покупателем. Ответственность продавца за сохранность груза распространяется вплоть до момента сдачи-приемки груза.

Термин CPT может быть применен ко всем видам транспорта: и автомобильному, и морскому, и воздушному. Правильно говорить о том, что CPT определяет условия мультимодальных перевозок (т.е. состоящих из нескольких видов транспортировки одного и того же груза).

Характерные (и отличительные) особенности условий CPT:

  • транспортные расходы до франко-места назначения полностью лежат на поставщике;
  • если задействована перевозка морем, а пунктом назначения (местом, где ответственность за груз переходит от поставщика к покупателю) указан порт доставки, то на продавца еще ложится обязанность по оплате фрахта;
  • а вот страхование груза целиком и полностью берет на себя покупатель (в отличие от условий CIF, например);
  • таможенная очистка лежит на продавце.

Подразумевается, что в сохранности груза заинтересованы обе стороны, потому что указание франко-места подразумевает, что морская транспортировка, скорей всего, будет производится поставщиком за свой счет. Страхование в данном случае является мерой предохранения интересов поставщика, который держит груз под своей ответственностью до момента передачи, а значит, как и покупатель будет стремиться защитить его с помощью страхования в максимальной степени.

Данные условия поставки накладывают на продавца очень большой груз ответственности:

  1. Нужно предоставить покупателю доказательства качества товара (сертификаты качества, соответствия, о происхождении товара).
  2. Нужно предоставить покупателю бухгалтерские и финансовые документы (накладную, счет-фактуру, сопроводительные и таможенные документы).
  3. Зачастую для поставки какого-либо груза требуется лицензия (или иное свидетельство, подтверждающее аккредитацию поставщика). Получать указанные бумаги продавец обязан за свой счет и своими силами.
  4. Продавец самостоятельно решает все проблемы с таможней.

Такое обилие обязанностей делает сферу транспортировки на условиях CPT полноценным сегментом бизнеса. Что и реализуется на практике: логистика – один из весьма перспективных видов предпринимательской активности.

CIP или Carriage-and-Insurance-Paid-to

По своей сути CIP – это CPT, только при том условии, что страхование груза лежит на поставщике. В дословном переводе название термина звучит, как «Перевозка-и-страхование-оплачены-до (места назначения)». Цена CIPподразумевает полную ответственность поставщика по отношению к проданному им товару до франко-места.

Если взглянуть на перечень обязательств продавца в рамках условий CPT, а потом еще прибавить к этому перечню страхование, то неизбежно напрашивается вывод, а не будет ли цена товара CIP в разы дороже, чем EXW. (Ответ, скорей, положительный: об этом могут свидетельствовать цены доставки на «Amazon»).

Все расходы по таможенному оформлению, оплате таможенных пошлин и пр., организации всевозможных перегрузок, в т.ч. по франко-адресу, возлагаются на экспортера, т.е. на поставщика. Как правило, этим франко-местом является склад покупателя. Нетрудно составить представление, что процесс доставки купленного товара с соблюдением всех условий внешнеторгового контракта, представляет собой настоящую технологию, в которую вовлечены десятки людей. И это намного сложнее, чем произвести и продать товар.

Поэтому условия CIP у менее распространены, чем например, CIF. Поставщики предпочитают договариваться на условиях EXW, а дальше в дело вступают всевозможные логистические и экспедиторские компании. Они обладают собственной инфраструктурой и осуществляют доставку быстрее и дешевле, чем может обеспечить поставщик или покупатель самостоятельно.

DAT или DeliveredatTerminal

«Поставка-на-терминал» подразумевает, что переход ответственности за груз от поставщика к покупателю происходит после доставки груза на терминал и его выгрузки. Но выгрузка все еще относится в зону ответственности продавца. С собственной таможней разбирается уже покупатель.

Под терминалом имеется в виду не обязательно порт. Это может быть и авиа-терминал. В итоге поставщик оплачивает нижеуказанные расходы:

  • полную стоимость транспортировки до терминала;
  • оплата упаковки и маркировки в терминале назначения;
  • стоимость получения разрешительной документации (лицензий и сертификатов) для организации доставки в страну назначения;
  • если логистика затрагивает территории других стран, то улаживание всех таможенных формальностей тоже ложится на плечи поставщика;
  • продавец обязан оплатить разгрузку во франко-терминале, однако оплачивать последующее хранение он вовсе не обязан.

Также о прибытии в терминал поставщик должен известить покупателя способом, предусмотренным в контракте. После разгрузки товара следует процесс его приемки покупателем. В итоге покупатель должен оплатить:

  1. таможенные пошлины при растаможке прибывшего груза;
  2. вывоз груза с территории терминала;
  3. оплата стоимости временного хранения груза на терминале (в случае, если быстро растаможить не получилось).

DAP или Delivered-at-Place

И дословный перевод, и смысловое содержание при данных условиях совпадают – доставка товара в место назначения. Термин применяется для транспортировки абсолютно любым набором транспортных средств (подразумевается мультимодальная доставка). В качестве франко-места может выступать как терминал в аэропорту, так складской комплекс в морском порту.

Особенностью является то, что разгрузка товара в терминале (или порту) – обязанность покупателя. Продавец только доставляет туда груз (и его обязанности закончены), однако, он должен быть готов для процедуры разгрузки. Особенности условий DAP и требования к передаваемому грузу:

  • товар должен имеет необходимую маркировку;
  • груз должен сопровождаться документами о прохождении экспортных процедур;
  • покупатель должен получить от поставщика документы об уплате экспортных пошлин.

Таможенная очистка в терминале импортера (равно как и расходы по перегрузу товара) осуществляется покупателем самостоятельно. Все же остальные траты в рамках логистического процесса несет экспортер (т.е. продавец).

DDP или Delivered-DutyPaid

«Поставка-с-опалтой-пошлины» означает фактическую доставку товара продавцом до места, указанного покупателем. При этом:

  • груз уже прошел таможенную очистку (и экспортную, и импортную);
  • по товару оплачены все пошлины;
  • груз абсолютно легален в стране назначения, т.к. у поставщика присутствует вся разрешительная документация;
  • все вопросы, касательно оплаты различных этапов доставки и страхования, взял на себя поставщик.

Для покупателя, конечно же, это наиболее предпочтительный вариант, т.к. от него требуется произвести своевременную оплату. Однако следует понимать, что ценник при этом может отличаться даже не на проценты, а в разы.

Все обязательные платежи по грузу оплачены, не требуется никакой бумажной суеты, товар поставляется в указанное место, готовым к разгрузке. Формирование логистической цепочки производится по усмотрению продавца (однако, покупатель может ознакомиться с набором транспортных накладных, чтобы оценить потенциал снижения цены). От покупателя требовалось только произвести оплату в рамках согласованных в международном контракте условий.

Покупателю нужно всего лишь разгрузить прибывший товар. Зато весь остальной комплекс мероприятий ложится целиком на плечи поставщика. Осознавая технологическую сложность и ответственность процесса, продавцы зачастую прибегают к услугам специализирующихся на логистике компаний. Они передают им товар по цене EXW, а с покупателями договариваются на условиях EXW плюс стоимость по счету логистической компании. Это бывает выгоднее, чем если каждая из сторон будет брать на себя нехарактерные для них функции, осуществляя доставку самостоятельно.

Оставьте заявку
Укажите ваши контакты - мы свяжемся с вами для уточнения деталей
Оставить заявку